Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей, в результате могут возникать различного рода нервно-психические расстройства.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциональной ситуацией. Дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз.

Невроз - достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к влиянию окружающей среды. В основе невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. По мнению детского психоневролога А.И. Захарова, «Успешно лечить невроз ребенка можно только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье».

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

- доверие к ребенку;
- уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки);
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;
- своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи, повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.

Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:

- понимание серьезности создавшегося положения;
- вера в положительные результаты, терпение и последовательность;
- доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;
- способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;
- готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;
- согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;
- анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте.

 

Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.

 

Интернет источник: http://www.school36-tambov.ru/2010-07-08-12-10-29/2010-07-23-09-09-51/639-2013-10-23-17-24-31