Печать
Просмотров: 789

Под термином «задержка развития» понимаются синдро­мы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации зако­дированных в генотипе свойств организма.

По определению В. В. Лебединского, «речь идет не о стой­ком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности обще­го запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пре­делах имеющихся знаний, значительно более продуктивны».

Огромный вклад в изучение детей с задержкой психичес­кого развития внесли Власова Т.А. и Певзнер М.С., которая в 1966 г. описала ряд клинических вариантов задержки в раз­витии организма (инфантилизма), положенный в основу кли­нической систематики задержки психического развития:

- психофизический инфантилизм с недоразвитием позна­вательной деятельности;

- психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоци­онально-волевой сферы при сохранном интеллекте;

- психофизический инфантилизм с недоразвитием позна­вательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

- психофизический инфантилизм с недоразвитием позна­вательной деятельности, осложненный недоразвитием речевых функций.

 Развитие познавательной сферы у детей с задержкой психического развития

По мнению С.Г. Шевченко, дети с задержкой психи­ческого развития затрудняются в определении причинно- следственных отношений между явлениями и объектами. Установление сходных и отличительных признаков срав­ниваемых предметов или явлений вызывает большие труд­ности даже после тщательного анализа каждого из них. Назвав отличительные признаки изучаемых объектов, дети зачастую не могут рассказать, в чем их сходство, и наоборот, определив у сравниваемых объектов общие признаки, не видят их различий.

1) Интеллектуальная деятельность школьников с задержкой психического развития отличается диспропорциональностью: в тех случаях, когда решение задачи может осуществляться наглядно-действенным способом и имеет предметную опо­ру, дети не испытывают затруднений и выполняют задания успешно, как и их нормально развивающиеся сверстники. Однако, когда задача не связана с практическими действиями и предполагает внутреннюю, целенаправленную активность, эти дети не справляются с ней. Решение логических задач практически-действенными способами также свидетельствует о том, что они не могут от­влечься от наглядной ситуации и действовать в плане образов и представлений. Преобладание данных методов решения за­дач связано с особенностями обучения, а также с ограничен­ностью конкретно-чувственного опыта ребенка, определяемо­го несформированностью основных психических функций: памяти, внимания, восприятия.

2) Память

Основной отличительной особенностью развития памяти у ребенка с ЗПР является то, что этот процесс в большинстве случаев не­произвольный, так как «запоминание и припоминание проис­ходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера»

Клинические и психолого-педагогические данные свиде­тельствуют о том, что имеющиеся нарушения памяти явля­ются характерным признаком задержки психического раз­вития и отличаются:

- преобладанием произвольных форм запоминания над не­произвольными;

- медленным нарастанием продуктивности запоминания;

- неумением применять рациональные приемы запомина­ния (например, план при запоминании текста, классифи­кации и т.д.);

- снижением объема запоминания;

- нарушением порядка воспроизводимого цифрового и сло­весного материала, что объясняется недоразвитием фун­кции самоконтроля;

- низкой избирательностью памяти.

3) Внимание же детей с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей

- снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обусловливающими невозможность выполне­ния учебных заданий в полном объеме;

- снижением концентрации внимания, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;

- снижением объема внимания, проявляющимся в том, что школьник удерживает значительно меньший объем информации, чем тот, который необходим для решения учебной задачи;

- снижением избирательности внимания, характеризую­щимся тем, что учащиеся испытывают трудности в пос­тановке цели деятельности и условий ее реализации;

- снижением распределения внимания, заключающимся в невозможности выполнения нескольких действий одно­временно.

4 ) Восприятие

У школьников с задержкой психического развития можно выделить следующие специфические особенности восприятия:

- отсутствие умения целенаправленно и планомерно обсле­довать предметы;

- нарушение целостности (учащиеся воспринимают изуча­емый объект фрагментарно, уделяют внимание второсте­пенным деталям, испытывают трудности при выделении главных признаков);

- замедление скорости восприятия и переработки учебной информации;

- затруднение узнавания знакомых предметов в непри­вычном ракурсе (изменение положения в пространстве, недостаточное освещение, предъявление нескольких объ­ектов одновременно).

5) Мотивационная сфера учащихся с задержкой психическо­го развития оказывается несформированной: отмечается пре­обладание игровых мотивов поведения и обучения. У детей не появляется чувство ответственности в отношении учебных заданий, потребность подчиняться требованиям учителя.

Стойкая неуспеваемость, типичная при задержке психи­ческого развития, приводит к образованию определенной личностной позиции, характеризующейся снижением потреб­ности в общении со сверстниками, несформированностью у ре­бенка отношения к учителю как ко взрослому, выполняющему особые социальные функции. Адекватные учебные мотивы в какой-то степени представлены в самом начале обучения, но в дальнейшем они не получают развития в результате столкно­вения ребенка с объективными трудностями: неуспешностью его учебной деятельности и соответствующей низкой оценкой его со стороны окружающих (Кулагина И.Ю.).

Таким образом, мы можем говорить о том, что у учащихся с задержкой психического развития оказывается несформированной не мотивационная сфера, а основные мотивы учения.

6) Уровень развития произвольности

 У учащихся с задержкой психического развития к началу школьного обучения функции контроля и самокон­троля оказываются несформированными, что проявляется в:

- постоянной отвлекаемости на любые внешние раздражи­тели;

- неумении сосредоточиться;

- невозможности завершить начатое действие до конца.

Дети не могут осуществлять целенаправленные запла­нированные поведенческие акты, что обусловлено, с одной стороны, снижением познавательной активности, с другой - особенностями центральной нервной системы.

Как правило, учащиеся могут активно работать в течение всего лишь 15-20 минут, впоследствии наступает истощение и утомление.

Выраженные колебания работоспособности мешают полноценному усвоению учебных знаний: они фрагментарны, отрывочны, быстро забываются.

Достаточно высокий темп работоспособности наблюдается в спокойной обстановке при выполнении заданий, не требу­ющих длительного умственного напряжения. Пик работос­пособности может приходиться как на первую, так и вторую половину урока, поэтому это следует учитывать в процессе обучения.

 

Литература:

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 167 с.