Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

 

  1.        Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни отражена:

-          в Основной образовательной программе начального общего образования («Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»),

-          в комплексной целевой программе «Здоровье»,

-          в Уставе школы,

-          в локальных актах: должностные инструкции, Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания «Летний»; Положение о социально-психологической  службе; инструкции по охране труда и технике безопасности; правила внутреннего распорядка. Школа взаимодействует с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта.

Вопросы охраны и укрепления здоровья обучающихся находят свое отражение в учебном плане образовательного учреждения через учебные предметы.

В школе осуществляется медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающего образования. Задачами данного направления деятельности являются:

-          предупреждение проблем развития ребенка;

-          помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

-          психологическое сопровождение;

-          развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.

Профилактика и мониторинг состояния здоровья детей осуществляется медицинским работником, социальным педагогом, педагогом-психологом, физической культуры, классными руководителями.

Направления осуществления мониторинга:

-          общее состояние здоровья, индекс физического здоровья;

-          наличие хронических заболеваний;

-          текущая заболеваемость обучающихся;

-          режим дня, бытовые условия, горячее питание;

-          внешкольная занятость дополнительными занятиями.

 

2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников

Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Материально-техническая база позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережение участников образовательного процесса. Имеется помещение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. Особое внимание уделено организации питьевого режима, горячих напитков.

Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.

Заведующей хозяйством постоянно проводится санитарный контроль влажной уборки помещений, наличие моющих и дезинфицирующих средств, использование инвентаря по назначению.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи на базе школы функционирует медицинский кабинет, процедурный кабинет. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется фельдшером детской поликлиники. Кабинет медицинского сопровождения оснащен оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. 

Оздоровительная работа с обучающимися осуществляется квалифицированными специалистами, владеющими здоровьесберегающими методами и технологиями: 1 логопед, 1 педагог-психолог,  3 учителя  физической культуры, 1 социальный педагог  и 1 педагог «ОБЖ».

В школе функционируют 2 спортивных зала, стадион, 1 кабинет логопедической службы, 1 кабинет психологической службы, 1 кабинет социальной службы, 1 кабинет медицинской службы, кабинет воспитательной службы, школьная столовая на 120 посадочных мест, специально оборудованный кабинет «ОБЖ».

 

3.  Рациональная организация образовательного процесса

Учебный процесс в школе организован с соблюдением интересов учащихся, с соблюдением норм максимальной нагрузки, расписание на 1 и 2 полугодие составлялись с учетом шкалы трудности и продуктивности учебных дней, своевременно организовывалась замена отсутствующих педагогов. При составлении учебного плана учитывались пожелания учащихся и родителей, были сбалансированы инвариантная и вариативная части учебного плана.

Дополнительное образование представлено следующими секциями: «Дворовые игры», «Хореография», «Баскетбол», «Умелые руки», «Декоративно-прикладное искусство: флористика» -  вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется в свободное время по отдельному расписанию.

Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе. В целях организации досуга «трудных» детей проводилась работа по выявлению интересов и наклонностей детей; привлечению детей в кружки и секции.

На базе школы функционируют  объединения, секции, кружки дополнительного образования ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

При построении образовательного процесса учителя учитывают особенности класса; соблюдаются гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока, функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создаются условия для самовыражения учащихся; используются разнообразные виды деятельности, внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии: личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения.

 

4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

Правильная организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы – это важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы гармоничного развития обучающихся, условие укрепления нервно-психического и физического здоровья и степень самореализации двигательной активности  личности школьника.

Направления работы школы по организации  физкультурно-оздоровительной работы:

1) Обеспечение оптимальной двигательной активности учащихся в режиме учебного дня:

·           Количество часов физической культуры 1-11 кл. – 3 часа в неделю;

·           Проведение физкультминуток на уроке – от 2 и более в зависимости от утомляемости обучающихся;

·           Проведение динамического часа – 1-4 кл;

·           Проведение подвижных игр на переменах – 1-4 кл. классными руководителями под контролем дежурного учителя, на 1 и 2 в рекреациях этажах размещены теннисные столы, на 1 этаже - стол для игры в шашки.

 

2)        Обеспечение оптимальной двигательной деятельности учащихся во внеурочное время:

·           Проведение спортивно-массовых мероприятий

Многие спортивно-массовые мероприятия в нашей школе и городе стали традиционными и наши ученики принимают в них активное участие.

·           Внеурочная спортивная работа

В школе работает несколько спортивных секций:

-      баскетбол – мальчики  5-7 кл. – 15 человек

-      футбол – мальчики 5-7 кл. – 45 человек

Общее количество часов работы секций в неделю 8 часов. Общее количество учащихся, занимающихся в школьных секциях 60 человек или 10% от общего числа обучающихся.

п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

2

Турпоходы выходного дня

Сентябрь, Май

Классные руководители

3

 Осенний кросс  для 9-11 классов

Сентябрь

Учителя физической культуры

5

Внутришкольная олимпиада по физической культуре

Октябрь

Учителя физической культуры

6

Спортивно-развлекательный праздник, посвящённый Дню матери

ноябрь

 

Учителя физической культуры

7

Олимпиада по физической культуре

Ноябрь

Учителя физической  культуры

8

Товарищеские встречи по баскетболу, волейболу, футболу, пионерболу

По договоренности

Тренеры-преподаватели

9

Спортивнее турниры по видам спорта:

- футбол 5-11 классы

- баскетбол 6-11 классы

- волейбол 7-11 классы

- пионербол 4-6 классы

 

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

Учителя физической  культуры

10

Участие в городской спартакиаде:

- баскетбол (юноши)

- волейбол (юноши, девушки)

- футбол

- президентские состязания

- эстафета

- кросс

- плавание

 

Ноябрь

Январь-февраль

сентябрь

Апрель

Май

Сентябрь

март

Учителя физической  культуры

11

Участие в городских соревнованиях допризывной молодежи

 По плану спорткомитета

Учителя ОБЖ

12

Участие в городской игре «Зарнице»

По плану спорткомитета

Учитель ОБЖ                

13

«Папа, мама и я – спортивная семья»

апрель

Учителя физической культуры

14

Спортивные состязания, посвященные 23 февраля – 1-1,  2-4, 5-6, 7-8,  9-11 классы

Февраль

Учителя физической  культуры

15

Весенний кросс. 5-11 классы

Май

Учителя физической  культуры

 

 

3)             Обеспечение оптимальной активности учащихся в физкультурно-массовых мероприятиях:

·                Работа физоргов класса – планирование и проведение спортивно-массовых мероприятий в своём классе. Самыми популярными классными мероприятиями, проводимыми  в нашей школе стали: туристические походы; посещение лыжной базы, боулинга, катка на стадионе «Юбилейный».

·                Работа комиссии «Спорт и здоровье» - вместе с физоргами классов планирование и проведение внутришкольных спортивно-массовых мероприятий, товарищеских встреч по видам спорта с учащимися других школ, привлечение лучших спортсменов школы к участию в городских  соревнованиях. Самые популярные внутришкольные соревнования: «весёлые старты» для 1-4 классов, пионербол для 4-5 классов, волейбол  для 6-9 классов, футбол для 5-11 классов.

4)             Обеспечение контроля над  уровнем физической подготовленности обучающихся

Каждый учебный год учителями физической культуры проводится тестирование обучающихся на определение уровня физической подготовленности. Анализ результатов позволяет выявить сильные и слаборазвитые физические качества детей и корректировать учебную деятельность обучающихся на уроках физической культуры.

5)             Обеспечение контроля над уровнем физического развития обучающихся

Ежегодно проводятся осмотры учащихся школьным фельдшером, по графику ГДП – углубленные медицинские осмотры. На основании которых обучающиеся делятся на группы здоровья и группы для занятий на уроках физической культуры. При проведении уроков учитель физической культуры  учитывает медицинскую группу каждого ученика и индивидуально дифференцирует нагрузку.

 

5. Организация системы просветительской работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни

Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Образовательное учреждение совместно с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта и здравоохранения в системе проводит физкультурные мероприятия, спортивные мероприятия.

В школе регулярно проводятся акции: «Нет наркотикам!», «Нет сигарете!», «Скажи жизни – Да», диалоги, театрализованные и игровые мероприятия, викторины, встречи со специалистами медучреждений.

Школа взаимодействует с общественными организациями города. В просветительской работе используется фонд информационно-библиотечного центра, электронный ресурсы, информационные стенды, сайт школы. В системе происходит обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья и ведение здорового образа жизни.

Педагогические работники школы повышают квалификацию по вопросам воспитания, психологических особенностей обучающихся, здоровьесберегающим технологиям согласно перспективного плана курсовой подготовки.

 

6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками

В школе действует Наркопост в рамках ЦКП «Профилактика социально-негативных явлений среди несовершеннолетних».

Наркопост работает, руководствуясь Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями), ст.5; ст.14, Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об основных  гарантиях прав ребенка в РФ» от 20.07.2000 года №103-ФЗ (с изменением), Федеральным законом об ограничении курения табака от 10 июля 2001 года №87-ФЗ и другими нормативно-правовыми документами области, города и Уставом школы.

В начале учебного года издан приказ директора школы, в котором  утвержден  состав Наркопоста. Утверждается план работы на год. В этот же период составляется план совместной работы социально-психологической службы, нарколога с учащимися «группы риска» и социально дезадаптивными детьми, инспекцией по делам несовершеннолетних  на новый учебный год. Деятельность Наркопоста ведется по следующим направлениям:

-    учебная работа;

-    профилактическая работа;

-    диагностическая работа;

-    работа с родителями и классными руководителями;

-    координационное направление  (встречи с наркологом, узкими специалистами, инспектором ПДН, программа «Здоровье» школы и др.)

За каждым направлением закреплен ответственный член Наркопоста.

Работа ведется строго по плану. Профилактическая работа с учащимися ведется через классные и школьные  мероприятия, классные часы, тестирование и анкетирование, мониторинги, выпуск информационных листовок, стендов, презентаций, агитбригад, интерактивных игр и индивидуальных работ. За последние 3 года  наблюдается снижение количества обучающихся, стоящих на различных видах учета.

С целью снижения правонарушений, табакокурения, употребления алкогольных напитков проведены беседы: «Законы РФ об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений» (круглый стол с участием инспектора ОДН),  «Меняем сигарету на конфету», «Темный чулан в голове у подростков» (просмотр документального фильма о наркозависимых), «О вреде табакокурения, наркомании, токсикомании»  «Безопасные каникулы», «Человек среди людей», «Этот трудный подростковый возраст», «Мир моих прав», «Я выбираю жизнь», «Как бросить курить», «Алкоголь и его последствия», «Подросток и улица», «Этот трудный подростковый возраст», «Мир моих прав», «Я в ответе за свои поступки», «О вреде алкоголя». Подростки сами поставили и показали спектакль «Парад вредных привычек».  Каждый четверг проводятся профилактические перемены: в рекреации школы на каждой перемене по телевизору показываются ролики, направленные на профилактику вредных привычек.

За последние три года не выявлено ни одного случая употребления обучающимися психоактивных и наркотических веществ.

 

7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников

Реализация задач по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни проводится в рамках комплексной здоровьесберегающей программы «Здоровье».

Цель программы:  помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через соблюдение режима дня, режима питания, своевременную профилактику заболеваний и различные формы двигательной активности. В основу программы положена идея сохранения здоровья. Являясь активными участниками программы, дети и подростки на практике  должны узнать и  усвоить прописную истину, что быть здоровым – это  хорошо и престижно, что здоровый образ жизни способствует сохранению собственного здоровья  во всех его формах.

Задачи:

1.         Формирование общей культуры обучающихся, обеспечивающей  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

2.        Обеспечение планируемых результатов, определяемых личностными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

3.        Обеспечение доступности получения качественных знаний, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья  всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;

4.        Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

5.        Введение обучающих  программ о здоровье;

6.         Взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

7.        Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов и секций, студий и кружков, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

8.        Организация спортивно-массовых мероприятий и соревнований,  проектной и учебно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;

9.        Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии благоприятной образовательной среды формирования ценности здоровья и здорового уклада жизни;                                                              

10.    Просветительская работа с родителями и педагогическими работниками в области охраны здоровья детей.

 

8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников

Диагностико-коррекционный мониторинг включает в себя проведение исследования комплексной: социальной, медико-психологической, педагогической диагностики на протяжении всех лет учебы учащихся в образовательный процесс.

Направления осуществления мониторинга:

-          Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

-          Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников .

-          Включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

-          Наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников общеобразовательного учреждения.

-          Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей, педагогических  работников, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.

 

Инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов

по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

 Основные направления деятельности

Уровень сформированности компетенций

Критерии оценки уровней сформированности компетенций

Организация внеурочной деятельности:

- факультативы,

- классные часы,

- викторины, конкурсы,

- Дни здоровья,

- экскурсии,

- беседы по ПДД

- проектная работа

 

1 уровень

 

 

 

2 уровень

 

 

 

3 уровень

- Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД.

- Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД.

- Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

- соревнования,

- классные часы,

- викторины, конкурсы,

- динамические паузы,

- весёлые перемены

1 уровень

 

 

 

 

 

2 уровень

 

 

 

 

3 уровень

- Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию,  пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен.

- Не до конца осознает необходимость  сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно.

- К сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки

 

 Ожидаемые результаты:

 В процес­се обучения должны быть сформированы:

-          научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

-         отношение к здоровью как к ценности;

-         целостное пред­ставление о человеке;

-         навыки управления своим здоровьем;

-         знания в области профилактики вредных привычек и зависи­мостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

-         навыки оказания первой медицинской помощи; культура межличностных отношений;

-         навыки безопасного (для здоровья) поведения в различных жизненных ситуациях;

-         стратегии и технологии саморазвития.

Главный ожидаемый результат — человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни.